Пенсии и пособия

Отдел пенсий и пособий

  • осуществляет контроль за реализацией социальных гарантий, установленных законодательством Республики Беларусь в области пенсионного законодательства, социальной защиты ветеранов войны, труда и инвалидов,  граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС  и политических репрессий;
  • производит назначение и выплату пенсий, пособий;
  • контролирует работу по своевременной выплате пенсий, пособий;
  • осуществляет подготовку необходимой документации для установления или увеличения гражданам размеров пенсий за особые заслуги перед Республикой Беларусь;
  • оказывает методическую помощь кадровым службам по вопросам пенсионного законодательства;
  • проводит разъяснительную работу среди населения района по пенсионному законодательству;

Пенсионное обеспечение.

График перечисления денежных средств банковским организациям в 2018 году .

Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в редакции от 13 января 2017 года

О внесении дополнений и изменения в Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» от 8 января 2018 г. № 97-З

Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» в редакции от 30.06.2017 года

О назначении государственные пособия семьям, воспитывающим детей

Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о пенсионном обеспечении.

Республика Беларусь – государство с экономикой социально ориентированного типа. Особое внимание уделяется системе социальной поддержки населения. Необходимость в ней конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности. Сущность социальной защиты заключается в системе мер, направленных на улучшение статуса экономически и социально незащищенных граждан. Важнейшим приоритетом системы является поддержка нетрудоспособных граждан за счет формирования и использования специальных денежных фондов. Самой масштабной составляющей, как по кругу охватываемых лиц, так и по объему распределяемых средств, является пенсионное обеспечение.
Основная цель пенсионного обеспечения – обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, предоставление пенсионных выплат нетрудоспособным гражданам и периодическое повышение их размеров с учетом роста доходов работников.

Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон), другие законодательные акты.

Законом закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.

Условия назначения пенсии по возрасту на общих основаниях

Право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины при стаже работы не менее 25 лет, женщины при стаже работы не менее 20 лет по достижении общеустановленного пенсионного возраста:

в 2016 году: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет;

в 2017 году: мужчины — 60 лет 6 месяцев, женщины — 55 лет 6 месяцев;

в 2018 году: мужчины — 61 года, женщины — 56 лет;

в 2019 году: мужчины — 61 года 6 месяцев, женщины — 56 лет 6 месяцев;

в 2020 году: мужчины — 62 лет, женщины — 57 лет;

в 2021 году: мужчины — 62 лет 6 месяцев, женщины — 57 лет 6 месяцев;

в 2022 году и последующие годы: мужчины — 63 лет, женщины — 58 лет.

При исчислении размера пенсии учитывается стаж работы до назначения пенсии и заработок, с которого уплачивались обязательные страховые взносы. До 2000 года пенсия исчислялась из заработка за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы. С 2000 года указанные периоды увеличиваются на 1 год (в 2000 году пенсия исчислялась из заработка за любые 6 лет подряд из последних 16 лет работы, в 2001 году – за 7 лет из последних 17 лет и т.д.).Право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет (см. подп.1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 534).

С 01.01.2015 года трудовая пенсия исчисляется из откорректированного фактического заработка, определенного в соответствии с Законом, за последние 21 год подряд стажа работы. Начиная с 01.01.2016 года указанный 21-летний период увеличивается ежегодно на один год до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы.

Минимальные гарантии

Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала (статья 23 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 процентов, по III группе — 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) — 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 31 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца установлен в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот (при условии неполучения в связи со смертью родителя ежемесячной страховой выплаты) – 200 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 38 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу лет установлен в размере 100 процентов минимальной пенсии по возрасту (статья 50 Закона).

Статистические данные по Вороновскому району на 01.08.2018

Численность получателей пенсий и пособий

всего

БПМ в среднем на душу населения:на  01.08.2018 -213.67 руб.

Надбавки к пенсии:75 лет – 40,07 руб80 лет –53,42  руб.

8167

 

 

Изменения в механизме отсроченного выхода на пенсию

18 марта 2012 г. Президентом РБ подписан Указ № 136 «О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан» (далее — Указ), направленный на адаптацию пенсионной системы к росту нагрузки в складывающихся демографических и социально-экономических условиях и повышение эффективности ее расходов. Указ вступил в силу с 1 октября 2012 г.

С указанной даты пенсионеры могут воспользоваться (при желании) новой более прогрессивной шкалой отсроченного выхода на пенсию, позволяющей увеличить ее размер в будущем.

 

Действующим законодательством предусмотрен механизм отложенной пенсии, позволяющий повысить размер пенсии по возрасту за работу после достижения общеустановленного пенсионного возраста без получения пенсии. Он предусмотрен ст.231 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон), введенной Законом РБ от 15.07.1998 № 188-З (вступил в силу с 1 сентября 1998 г.). Указанная норма предусматривает увеличение пенсии на 1 % заработка, принимаемого для исчисления пенсии, за каждые 2 полных месяца такой работы.

 

Указом усовершенствован действующий механизм отложенной пенсии: он стал более привлекательным, поскольку значительно увеличился размер пенсии за отложенное обращение за ней. Вместо увеличения пенсии на 1 % заработка, принимаемого для исчисления пенсии, за каждые 2 полных месяца такой работы Указом установлено прогрессивное увеличение размера пенсии за период(ы) работы без получения пенсии после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях (предоставляется женщинам по достижении 55 лет, мужчинам — 60 лет). При этом, как уже было отмечено, каждый работник вправе самостоятельно делать выбор: обратиться за пенсией раньше, тем самым согласиться на относительно невысокий ее размер, или позже, заработав более высокую пенсию.

Согласно подп.1.1 п.1 Указа при продолжении работы после достижения общеустановленного пенсионного возраста без получения пенсии размер пенсии будет расти следующим образом: каждые 2 месяца неполного года работы без получения пенсии позволят увеличить пенсию на 1 % заработка, из которого она исчислена:

• за 1-й год — на 6 % заработка;

• за 2 года — на 14 % (повышение на 8 % за 2-й год работы суммируется с повышением на 6 % за 1-й год);

• за 3 года — на 24 % (14 % за первых 2 года плюс 10 % за 3-й год);

• за 4 года — на 36 % (24 % за 3 года плюс 12 % за 4-й год);

• за 5-й и каждый последующий год предусматривается повышение размера пенсии на 14 % заработка, которые также суммируются с процентами повышения, установленными за предшествующий период (за 5 лет — 50 % и т.д.).

Таким образом, за 5 лет работы пенсия увеличится на 50 % заработка, из которого она исчислена, или в 1,7-2 раза (в зависимости от стажа и заработка). И это не предел. Каждый последующий год без получения пенсии позволит увеличивать ее еще на 14 % заработка, из которого она исчислена.

Под работой, дающей право на указанное увеличение пенсии, понимаются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (часть первая ст.51 Закона).

Положениями Указа в части премиального увеличения пенсии могут воспользоваться также и лица, которые уже получают пенсию по возрасту и работают. При желании они вправе приостановить получение этой пенсии (для этого необходимо обратиться с соответствующим письменным заявлением в орган, выплачивающий им пенсию), в результате чего в последующем размер их пенсии возрастет.

Кроме премий, стимулирующих более поздний выход на пенсию, в Указе содержится еще одно немаловажное нововведение, направленное на повышение значимости в трудовой пенсии периодов работы с уплатой обязательных страховых взносов и стимулирование граждан на «зарабатывание» трудового (страхового) стажа работы и, соответственно, трудовой пенсии.

Так, в соответствии с подп.1.2 п.1 Указа при исчислении пенсии за периоды без уплаты обязательных страховых взносов, включаемые в стаж работы для назначения пенсии (к таким периодам часть вторая ст.51 Закона относит учебу в дневной форме получения высшего, среднего специального и профессионального образования, военную службу, уход за детьми и др.), вместо отсутствующего заработка будет применяться условный доход — 40 % средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

О пенсиях за особые заслуги перед Республикой Беларусь

С 01.01.2015 года вступил  в законную силу Указ Президента Республики Беларусь №570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», который предусматривает комплекс мер, направленных на повышение уровня пенсий граждан, достигших общеустановленного пенсионного возраста, исчисленных при длительном стаже работы, усиление мотивации работников к более длительной легальной трудовой деятельности и ограничение иждивенческих установо

 

 

 | 
BelarusianEnglishRussian